?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фотография как предмет искусства давно стала объектом, имеющим определенную стоимость. Ни один признанный на международном уровне аукцион не обходит стороной так называемые винтажи, а серьезные мероприятия в фотографическом мире зачастую сопровождаются экспозициями работ старых Мастеров. Суммы, запрашиваемые за тот или иной отпечаток, порой просто умопомрачительные. На просторах Рунета я не нашел обзорных статей по ценообразованию на отпечатки, но своими мыслями на сей счет хотел бы поделиться...



[Читать дальше...]

1 фактор - Признанность автора
Думаю, мало можно поспорить с утверждением, что если автор фотографии признан на том или ином уровне, то цена на его работы будет пропорциональной от уровня признания. Особенно, если фотограф занимал призовые места на фотоконкурсах определенное количество раз, обладает различными титулами, званиями, наградами. Чем автор менее известен, тем цена на его работы больше стремится в сторону нуля. У последнего шансов продать свою работу крайне не много.

2 фактор - Цифра или пленка
Споры между фотографами разного уровня о сових предпочтениях тому или другому методу получения изображений, как мне кажется, все больше и больше набирают обороты. Цифровые снимки, на мой взгляд, имеют бОльшую склонность к распространению ввиду своей виртуальности, что делает работу - фотографию менее ценной в плане эксклюзивности. Фотография пленочная, имеющая в своей основе негатив того или иного формата, менее склонна к такому явлению, но и до конца от оного не застрахована. Цена на такую фотографию увеличивается многократно, если с отпечатком на продажу выставлен и сам негатив. Можно подумать, что "исходник" цифровой фотографии тоже можно пустить на продажу, но в это мне как-то мало верится. Велик соблазн продать копию, оставив себе "на равзод".

3 фактор - Участие автора в процессе от съемки до отпечатка
Не секрет, что Мастера фотографии прикладывают основные усилия на выбор сюжета, выбор технических параметров съемки, выбор "решающего момента". Остальную часть работы - проявку пленки, печать фотографий, постобработку цифровых файлов не редко поручают специально обученным людям. В свое время небезызвестная фирма Кодак превратила это в коммерческий прием с отличной финансовой отдачей. Но это касаемо фотографии массовой, я же веду речь о крайне узком сегменте авторской фотографии. Соотвественно, чем больше этапов выполнил сам автор, тем дороже стоит конечный продукт. Процент авторства напрямую влияет как на сам конечный продукт - фотографию, так и на её цену.

4 фактор - Винтажность снимка
Винтажи сейчас ценятся гораздо больше чем фотографии, полученные современниками. Любой аукцион, занимающийся продажей фотографий "подтвердит" мои слова. Здесь, по видимому, играет сценарий антикварности. Чем больше времени прошло с момента получения снимка, тем цена возрастает.

5 фактор - Тираж отпечатков
Тут тоже вроде бы ничего сложного. Чем меньшее количество снимков "увидело свет", тем цена больше. Тут стоило бы отдельно остановиться на правовой составляющей, но лично для меня это пока "темная сторона Луны". В российском правовом поле мне неизвестны случаи инцендентов в этом плане, а вот в мировой практике стоит покопаться. Думаю, что там уже такое встречалось не раз. Я говорю о том, что автором изначально заявляется определенное количество копий, а после их распродажи начинают случайным образом появляться дополнительные экземпляры.

6 фактор - Сюжет снимка
Тут речь, как мне кажется, должна идти о том, что есть снимки, обладающие какой - либо общепризнанной художественной ценностью. Чем больше общее стремится к частному, порой сомнительному, тем цена на работу больше уменьшается. Примером можно привести развлекательное и авторское кино, предназначенное для широкой аудитории и не совсем в последнем случае. Может, конечно, пример и не самый удачный. Готов выслушать мнение по этому поводу.

7 фактор - Способ получения отпечатка
Подразумевается ручная печать или печать машинная в фотолабораториях. Понятно, что цена на первые должна превосходить цену на вторые. Ручная работа ценится во многих областях, а печать машинная дает массовый продукт. Этот тезис тоже можно считать спорным, поэтому интересно было бы выслушать стороннее мнение.



Comments

oleghmel
Feb. 9th, 2016 11:02 am (UTC)
Пункты 2 и 5 полная ерунда. Определяется не количеством физических носителей, а исключительными правами на снимок. Пункт 4 не понял вашу мысль. Речь о физическом носителе (отпечатке)?
archgl
Feb. 9th, 2016 11:09 am (UTC)
Почему 2 и 5 ерунда? Обоснуйте! В пункте 2 действительно можно отталкиваться от авторских прав, но с этим в России небольшая проблема. Даже у меня, любителя, несколько раз "тырили" фотографии интернет-издания. Хотя своего разрешения я не давал. По поводу тиража (пункт 5): если фотография есть у Пети и Коли - одна ситуация, а когда она же есть еще у Димы, Кости, Саши и далее, то это уже совсем другая история. Ряд мастеров при продаже фото указывают на тираж. И тут остается надеяться только на порядочность автора. Пункт 4 - да, по большей части касается физического отпечатка на бумаге. Не слышал пока что, чтобы на аукционах (фотостоки не в счет) торговали файлами. Может в будущем. Готов выслушать Вашу точку зрения.
oleghmel
Feb. 9th, 2016 11:20 am (UTC)
П.п. 2 и 5 взаимосвязаны. В РФ с защитой авторских прав все нормально. И материальные компенсации (иногда очень даже существенные для изданий) взыскиваются и даже тиражи федеральных изданий с поодажи снимали. То что вы не защищаете ваши права - это только ваша проблема. За вас никто это делать не будет. Что касается тиражей, то ноги растут от туда же. Вы передали исключительное право - забудьте о дальнейших продажах, продали право на печать 100 экз. продавайте дальше. Тут еще зависит для чего преобретаются у вас права. Коммерческое использование или редакционное. В общем тема большая, не на 5 пунктов))) Об защите прав почитайте ч.4 ГК РФ
archgl
Feb. 9th, 2016 11:35 am (UTC)
Спасибо за наводку. Давно эта тема интересует тоже. И Вы правы, что тут не на 5 пунктов))). Но насколько я понимаю, продажа отпечатка и прав на производство его определенным тиражом - суть разные истории. И цена тут будет напрямую зависеть от сценария.
oleghmel
Feb. 9th, 2016 11:42 am (UTC)
Как договоритесь) Больше зависит от объема передаваемых прав, вашей раскрученности и жадности покупателя. Не знаете с чего вдруг сегодня авторские права потянуло http://udikov.livejournal.com/1861781.html ? Вот тоже френд озаботился.
archgl
Feb. 9th, 2016 11:45 am (UTC)
Наверное, поэтому определенная часть выставляет свои фотографии на продажу посредством аукционов. Это больше касаетя ныне здравствующих Мастеров или правообладателей на фотографии уже ушедших.
(no subject) - oleghmel - Feb. 9th, 2016 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - archgl - Feb. 9th, 2016 11:56 am (UTC) - Expand
akurlovich
Feb. 11th, 2016 04:22 pm (UTC)
Вы не путаете стоковую и коллекционную фотографию? Это разные области, продажа прав и продажа отпечатка.
archgl
Feb. 11th, 2016 04:31 pm (UTC)
Нет, речь идет исключительно о коллекционной фотографии. Стоковая фотография, в моем понимании, - продукт недолговечный и художественная ценность её крайне сомнительна.
oleghmel
Feb. 11th, 2016 04:37 pm (UTC)
Однако с точки зрения закона защита прав та же самая.
archgl
Feb. 11th, 2016 04:44 pm (UTC)
Не могу не согласиться...) Речь о стоковой фотографии, возможно, заведу как-нибудь в другой раз. Сейчас интересуюсь этой темой также. На стадии сбора информации.
(no subject) - oleghmel - Feb. 11th, 2016 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archgl - Feb. 11th, 2016 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 11th, 2016 04:52 pm (UTC) - Expand
oleghmel
Feb. 11th, 2016 04:34 pm (UTC)
Нет не путаю. Если исключительные права принадлежат не вам и все еще охраняются, с законной продажей носителя (например, отпечатка)у вас могут быть проблемы. Исключение, если обладатель исключительных прав прав разрешил сделать отпечаток с целью продажи. Соответственно при приобретении с целью перепродажи, неплохо бы получить гарантию того, что продавец вправе это делать, и последующая продажа не запрещена.
Если в силу срока исключительные права уже не подлежат защите, продавайте спокойно хоть носитель, хоть продукт переработки изображения. Проще говоря, если вы законный владелец отпечатка Прокудина-Горского, можете смело продавать.
archgl
Feb. 11th, 2016 04:39 pm (UTC)
Регулируется данный механизм какими законодательными или регламентирующими документами?
oleghmel
Feb. 11th, 2016 04:44 pm (UTC)
Я вам говорил, где почитать. Часть 4 ГК РФ. В международном праве аналогичные нормы.
(no subject) - archgl - Feb. 11th, 2016 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 11th, 2016 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archgl - Feb. 11th, 2016 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 11th, 2016 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archgl - Feb. 11th, 2016 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 11th, 2016 05:05 pm (UTC) - Expand
akurlovich
Feb. 11th, 2016 06:15 pm (UTC)
Простите, а где в исходном посте об этом шла речь? Я что-то пропустил? Вроде бы речь об авторе и его работах.
oleghmel
Feb. 12th, 2016 06:44 am (UTC)
Автор произведения (аудио, видио, фото, текст и т.д) не всегда обладатель исключительных прав.
(no subject) - archgl - Feb. 12th, 2016 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 12th, 2016 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - archgl - Feb. 12th, 2016 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 12th, 2016 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - akurlovich - Feb. 12th, 2016 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 12th, 2016 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - akurlovich - Feb. 12th, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 12th, 2016 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akurlovich - Feb. 12th, 2016 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - Feb. 12th, 2016 03:20 pm (UTC) - Expand

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner