?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у arbuzov в Цветные фильтры в черно-белой фотографии
Оригинал взят у arbuzov в Цветные фильтры в черно-белой фотографии
При создании черно-белого снимка надо понимать, что у нас больше нет цветов, используемых для лучшего выделения деталей. Перед нами возникает сложная задача, недооцененная большинством фотолюбителей, без цветов, а с помощью тонкой тональной передачи расставить свои приоритеты, руководствуясь творческим замыслом.

Поговорим о цветных фильтрах, которые используют для придания особой выразительности в черно-белой фотографии. Не знать о воздействии цветного фильтра на итоговое черно-белое изображение — значит не иметь полного контроля над результатом.

цветные фильтры


Как цветные фильтры помогают в создании черно-белой фотографии.

Дело в том, что оттенки красного, зеленого и синего очень отличаются только на цветной фотографии. Но стоит перевести изображение в черно-белое и цвета сливаются между собой из-за одинаковой тональной передачи, теряется контраст, изображение становится плоским (фу-фу-фу!). Изначально в эпоху пленочных аппаратов, красный, оранжевый и желтый в ч/б выглядели черными, а голубой становился белым. Но среди производителей фотоматериалов встречались профессионалы, не лишенные эстетического вкуса. Благодаря этому вскоре появилась ортохроматическая пленка, которая отличалась повышенной чувствительностью к зеленой и желтой части спектра. Следом в продажу вышла панхроматическая пленка с пониженной чувствительностью к голубым частям спектра. Далее стали доступны изопанхроматические фотоматериалы с большим успехом передающие на черно-белых фотографиях практически все цветовые оттенки.

Таким образом, если пленка справлялась с тональной подачей цветов, то цифровая фотография эту задачу не решает в принципе. Снимая осеннюю листву, зеленые и желтые листья будут одинаково серыми и, как вы понимаете, дело не только в том, что снимок черно-белый. И здесь надо сказать, что в фотошопе не всегда можно добиться эффекта, который дают цветные фильтры.

Красный светофильтр блокирует зеленый и синий, благодаря чему идентичные красному фильтру цвета становятся более насыщенными и так далее. Отсюда разница при конвертации в черно-белое изображение.


В каких случаях какие фильтры стоит применять, а когда недопустимо.

Как известно, на цветовом круге любой цвет и его дополняющий размещены друг напротив друга. Для синего цвета это желтый, а для зеленого — малиновый. Цвет аналогичный фильтру всегда будет светлее, чем в действительности, а дополняющий цвет — темнее. Благодаря этому повышается контраст в черно-белой фотографии. Надо понимать, что любой цвет фильтра решает исключительно свою задачу. Выделим те из них, которые чаще остальных используются для получения черно-белого изображения.


Синий фильтр

Синий (голубой) фильтр используется редко, потому что затемняет все цвета и контрастность падает. С другой стороны, это может быть художественный прием, добавляющий в некоторых случаях таинственности за счет усиления тона неба. Например, при съемке ранним утром, чтобы сделать акцент на лучах в дымке и тумане.

В портретной фотографии использовать синий фильтр неприемлемо, поскольку мельчайшие пятна на коже обострятся, а вот светло-голубой фильтр станет идеальным решением для исправления спектра искусственного света, где преобладают желто-красные оттенки. Тон кожи при дневном освещении будет выгодно затемнен.

В целом, синий фильтр может быть незаменим, когда предмет съемки имеет важные детали определенных цветов.


Желтый фильтр

Желтый фильтр в некотором роде универсален и годится для разноплановой съемки. Отчасти потому, что оказывает умеренное влияние на картинку, подчеркивает мягкие, теплые тона, едва затемняет небо, слегка прорабатывает облака, усиливает желтые, оранжевые и красные тона, повышает контраст при съемке листвы, делает ее более различимой, создавая плавный переход между зелеными тонами, насыщает пейзажную фотографию естественной четкостью.

При съемке портрета желтый фильтр выгодно подчеркивает контур губ, осветляет цвет волос, приятно передает тона кожи, добавляя ей мягкий оттенок при дневном освещении, приглушает тон веснушек, скрывает нежелательные цветовые пятна на лице модели за счет меньшей выразительности, которой легче добиться при помощи зеленого фильтра.

Темно-желтый фильтр подчеркивает фактуру снега и песка. Губы становятся более светлыми, а глаза темными.


Зеленый фильтр

С помощью зеленого фильтра можно смелее подчеркнуть тон кожи и губ, например, когда на губах яркая помада или есть необходимость выделить веснушки. То есть следует подходить к процессу с пониманием дела и стараться не перебарщивать.

В пейзажной фотографии предпочтительно использование зеленого фильтра, чтобы выделить на черно-белом изображении зеленую палитру во всем ее многообразии, наполнить оттенками темные тона. Голубое небо, при этом, важно не загнать в белое пятно, потому что оно будет выглядеть светлее. Мне нравится желто-зеленый смешанный фильтр, благодаря которому легко отделить оттенки зеленого при съемке весеннего пейзажа.

*Надо заметить, что желто-зеленый фильтр задерживает фиолетовый цвет, а потому применяется для блокирования ультрафиолета.


Красный фильтр

Наиболее сильным по степени воздействия, контрастности, создания экспрессивной окраски, искажения действительности можно назвать красный фильтр, который тесно сообщается с голубым, отчего небо становится черным, а облака заметно выделяются на этом фоне, добавляя изображению драматизма. Лучше всего использовать красный фильтр для экспериментов, при съемке красного, например цветов, чтобы они отличались от зеленой листвы.

*Если вы знакомы с инфракрасной съемкой, то этот эффект практически идентичен.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
kondakoff
Jan. 4th, 2016 05:10 am (UTC)
Раньше использовал и Ж и ЖЗ фильтры, но сейчас как то потеряли они актуальность, для меня конечно.
Учитывая что снимок в 99% идет в цифровую обработку, Lr и Ps позволят сделать больше чем любой фильтр.
Сейчас использую, крайне редко УФ и Pl по необходимости.
Крайне редко Soft фильтры от HOYA, их у меня три штуки.

archgl
Jan. 4th, 2016 06:06 am (UTC)
На цифровом у меня стоит дорогой полярик, софтом и УФ почти не пользуюсь, а вот на чб пленку имеются и Ж, и З, и К. Есть даже ИК фильтр, который пользовал на цифре, до ИК пленки все никак не доберусь, хотя и лежит в холодильнике. Теперь лета ждать придется)
kondakoff
Jan. 4th, 2016 06:10 am (UTC)
А полярик реально нужен?
Сегодняшние матрицы, да и хорошая проявка пленки позволят вытянуть небо.
Если только для борьбы с бликами.

ИК никогда не использвал, наверное потому что его у меня не было.
Друзья специально цифровые камеры переделывают, для такой съемки.
Может это было бы интересно. Попробовать, не более.
archgl
Jan. 4th, 2016 06:13 am (UTC)
Блики хорошо снимает с воды и стекла, повышает контраст на небе, когда облачка кучевые имеются. Разница чувствуется, конечно. Вот хочу Ж на чб пленке посмотреть, как на небо работает.
kondakoff
Jan. 4th, 2016 06:21 am (UTC)
Хорошо работает.
Многие, снимающие на пленку не скручивают его с линзы.
Но..не я.
У меня и нет Ж на все диаметры и потом, я не знаю, как скажется еще одно стекло между объектом и пленкой.
Фильтр хороший - это 80-100$ а мне их жалко.
А дешевый советский или китайский фильтр старить на немецкую или японскую линзу, это неправильно как то.
Мне так кажется.
archgl
Jan. 4th, 2016 06:28 am (UTC)
С последним утверждением согласен. Но объективы советские, так что и фильтры из той же "серии". Будет хорошее "стекло", буду ставить на него хорошие фильтры.
kondakoff
Jan. 4th, 2016 06:36 am (UTC)
Согласен, так же.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner