Previous Entry | Next Entry

Я достаточно давно живу на побережье Черного моря, а именно той его части, что входит в состав Краснодарского края. Храм в н.п.Горный (Темные Буки в царские времена) я знаю давно, когда тот еще был окружен строительными "лесами". Программа посещения, как правило, заключалась в дегустации местного меда, посещения храма и небольшой прогулки вверх по дорожке до креста, где почитаемый РПЦ Феодосий Кавказский молился 7 дней и 7 ночей. Это, в общем то, стандартная туристическая программа, о которой я расскажу как-нибудь в другой раз. В этом году, впервые за более чем 10 лет проживания, я узнал, что это только "верхушка айсберга". Расскажу поподробнее.
Начнем с того, что утром, в начале поездки мы застряли на 40 минут в лифте дома. Поначалу это показалось неприятным недоразумением, но впоследствии оказалось очень даже на руку. Почему, вы поймете позднее. Доехав до н.п.Горного, оставил машину на обочине дороги (особо ленивые стараются заехать поближе к храму). Пешком дошел до креста, установленного у камня, на котором молился старец (о чем я расскажу в следующей записи).

1. Крест

[Читать далее] Свернул направо от креста и начал подниматься по тропинке вверх. Уже в следующие посещения оказалось, что можно пойти и вверх от креста, выйдя к той же промежуточной точке. Дорожка потребовала некоторых усилий ибо постоянно вела вверх, "извивалась". Двигались все время по "главной дороге". На одном из участков я впервые увидел еще один крест. Сразу стало ясно, что крест старый и его посещают. Не заметить его было бы сложно. На кресте были иконки Богоматери, стояли кем-то поставленные и обгоревшие свечи.

2. Второй крест.

Пройдя метров 300 от второго креста, вышел на большую поляну между зарослями на склоне. Дорожка продолжала вести вверх, но около одного из деревьев заметил еще один старый крест. У основания этого креста уложены пара камней с прикрученными табличками о Феодосии Кавказском. Тут тоже стояли свечи, кто-то положил под основание крашеное пасхальное яичко, кто-то положил "медяки".

3. Третий крест.

Передохнув немного у дерева с крестом, двинулся по дорожке дальше. Через метров 30 тропинка "зашла" в заросли на вершине возвышенности и пошла немного на спуск, что облегчило дальнейшее передвижение.

4. Дорожка.

Кругом пахло и благоухало. Изредка доносился резковатый запах ясенца. Опасное, как оказалось, растение. Ни в коем случае нельзя к нему прикасаться во время цветения. Пройдя еще небольшое расстояние вышел к промежуточной стоянке. В первый раз я дошел только до неё и встретил там пожилую женщину с кучей ребятишек. Она то и рассказала в ответ на мой вопрос "Куда ведет дорожка далее?", что "если пройдёте в 2 раза больше чем прошли, то выйдете к часовне, установленной на месте келий расстрелянных большевиками монахинь. Не знаю на сколько верна эта версия. Информации по данному поводу я пока не нашел, но на заметку в тот день взял. А вот, собственно, и само место промежуточной остановки.

5. У источника.

Под синей крышкой скрыт выложенный из камня квадратной формы колодец, доверху наполненный чистой водой. Глубиной метра полтора. Вода чистая, дно было видно. Испить не пытался, хотя изрядно "подмывало" зачерпнуть в пригоршни и попробовать на вкус. Тем более, что добравшись до этой стоянки, пить хотелось конкретно. Благо, что взял с собой запас питьевой воды.
Немного отдохнув, двинулись далее, думая о том, что пройти еще предстоит немало. Тропинка сново стала то "подниматься", то "спускаться". Кругом тишина, сотовая связь пропала. Слышен только скрип раскачиваемых ветром старых буковых стволов.

6. Путь.

В какой - то момент вышли на полянку с лесным 4-сторонним перекрестком. Куда идти не знаем. Решили двинуться "по главной". На фотографии - идти прямо, по дорожке в "темноту".

7. Перекресток.

Попали на дорожку под деревьями. Кстати, почти весь путь лежит под кронами деревьев. Поэтому даже в жару, там достаточно прохладно, а легкий ветерок делает путешествие более приятным. Много старых, поваленных деревьев. Местами тропинка выходила на старую, заросшую дорожную колею. Случайно обратил внимание, что кто-то "метил" путь. Изредка попадались вот такие "указатели".

8. Указатели.

Несколько раз попадались на пути мелкие речушки, перейти которые не составило какого-либо труда. Во-первых они мелкие, во-вторых по камням спокойно можно пройти, не замочив ноги.

9. Речушка.

Периодически приходилось пробираться через "заросли" буйной зелени. Кругом тишина и только мерно поскрипывают стволы старых деревьев, будто что-то хотят рассказать. Мне даже вспомнился фильм про Фродо и древесных великанов. Но тропинка уверенно вела куда-то вперед, несмотря на попытку растительности скрыть этот путь навсегда.

10. Растительность.

Вышли к более серьезной речушке. Сначала хотел тормознуть и двинуться обратно, так как начало беспокоить и одолевать сомнения в правдивости слов той женщины. Прошли уже много, а цели пути так и не достиг. В этой речке с бродом посложнее, но, поколебавшись немного, было принято решение идти вперед.

11. Речка.

Перебравшись через эту речку и поднявшись вверх по заросшей дорожке, вышел на большую поляну между возвышенностей. Напоминало небольшую долину, заросшую разнотравьем. Первое сложившееся впечатление - "тут не ступала нога человека". И даже старая заросшая колея не смогла убедить в обратном.

12. Поляна.

Протопав метров 200 по дороге, я окончательно стал приходить к заключению, что надо ложиться на обратный курс. Куда идти дальше непонятно. Спросить не у кого. В голове постоянно крутилась мысль, что часовня где-то здесь, что пройдено много пути и жаль будет узнать потом, что она была где-то рядом или же прошли её мимо. Сотовой связи нет и в интернете найти инфу не представлялось возможным. Повернул обратно и... (вспомните про лифт в начале поста). Вдруг из кустов выскочил джипованный УАЗик и остановился недалеко от входа на поляну. Вышел молодой парень с двумя собаками породы курцхаар (поинтерсовался при случае). Проходя мимо него, я спросил не слышал ли он про таинственную часовню... Мне было сказано, что я прошел её мимо. (тут мои брови в недоумении поползли вверх). Случайный встречный любезно согласился показать её. Мы прошли половину пути по старой дороге и парень свернул на право, в кусты. Только тут я заметил, что среди зарослей идет еле приметная тропинка.

13. Тропа.

Через метров 15 мы зашли под деревья и оказались на берегу той же речки, что пришлось форсировать крайней перед выходом на поляну. Через речку были переброшены стволы поваленных деревьев, симитировав мостик.

14. "Деревяный" мост.

На противоположном берегу и стояла цель всего путешествия. Вот интересно, не застрянь в лифте, вряд ли это мини-паломничество закончилось успешно.

15. Часовня.

Видно, что построена на была относительно недавно. Материал, как я понял, местные камни, а вот цемент явно завезли. Зайдя внутрь, увидел, что на стене расположено много иконок и свечных огарков, что говорит о посещаемости этого места. После осмотра снаружи показалось, что фундамент чуть более старый, чем стены. Пол бетонный.

16. Внутри.

17. Немного снаружи.

По костровищу и рядом установленному столику понятно, что место не является изолированным. Посещают его постоянно. Кто-то на одной из сторон часовни оставил это:

18. Диск.

Как я писал чуть выше, часовня стоит на берегу реки. Речка неглубокая, но и не узкая. Красиво изгибается под тенью деревьев и убегают куда-то дальше. Солнечным днем на поверхности воды сочетание тени и пробивающихся солнечных лучей было особенно красивым. Водица на тот момент была очень прохладная. Вытащив из рюкзака прихваченную кружку, зачерпнул из реки. Вода была очень чистая, я не заметил в кружке не соринки, но попробовать все таки не решился.

19. Вода и тень.

Посидев за кем-то поставленным столиком с кружкой горячего кофе, думалось почему то о вечном, добром, светлом. Щебечущие в кроне деревьев птахи, журчание речной воды, шум листвы и легкий скрип стволов старых буков, создавали соответсвующую атмосферу и наталкивали на мысли. Запах даже расворимого кофе на таком воздухе казался великолепным. Восстановив таким образом силы, было решено двинуться в обратный путь. К слову, обратный путь показался гораздо короче и легче. Уходя, я дал себе обещание вернуться сюда еще раз. Очень уж это место какое-то... Особенное.

20. Обратный путь.

П.С. Если вдруг вы захотите посетить это место и вам это удастся... Большая просьба - не оставляйте там мусора и не ломайте ничего. Не заставляйте других думать о вас плохо.

( 8 comments — Leave a comment )
yarman_yan
Jul. 18th, 2015 06:50 pm (UTC)
Немного напомнило книгу Свинцицкого "Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор"

Очень интересно пишет, я на одном дыхании прочитал.
archgl
Jul. 18th, 2015 11:55 pm (UTC)
Надо почитать на досуге. Спасибо за наводку)
injazzme
Jul. 19th, 2015 03:03 pm (UTC)
Красивые места. Спасибо за рассказ.
archgl
Jul. 19th, 2015 03:15 pm (UTC)
Всегда пожалуйста). Там не только красиво, но и спокойно.
injazzme
Jul. 19th, 2015 03:24 pm (UTC)
Это тоже чувствуется по фотографиям.)
Ксения Сидорченко
Apr. 20th, 2017 07:17 am (UTC)
Здравствуйте, скажите пожалуйста, от первого креста вы написали повернуть направо, я поднималась вверх обошла крест и пошла в гору по тропинке, но никак не могу найти второй крест. Год пытаюсь найти часовню, пока никак. Вы случайно поход туда не планируете? ))
archgl
Apr. 20th, 2017 03:07 pm (UTC)
Здравствуйте, планируем, когда немного зеленью все оживет. Первый крест - железный, в конце тропинки, ведущей от храма вверх. Второй крест - деревянный, с иконой Феодосия Кавказского, третий крест - с Богородицей, на пути к крытому источнику. А вот от источника правее и все время прямо - направление для часовни.
Ксения Сидорченко
Apr. 24th, 2017 08:14 am (UTC)
Спасибо за ответ
( 8 comments — Leave a comment )