?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть I. Основная.
Сегодня я продолжил эксперименты с таким видом альтернативной печати как цианотипия. По сути предстояло сделать "работу над ошибками" и отработать еще пару элементов. Для пробы на этот раз взял два вида другой бумаги - акварельную и ватман того же Гознака. Акварельную бумагу взял с другой текстурой, напоминающей холст и по ощущениям более плотную, чем та, с которой я работал чуть раньше. Лист ватмана мне пришло в голову взять на пробу. Лист без текстуры, гладкий и ровный. Это словно "глянцевая" бумага для фотографии, а акварельная бумага - "матовая". Почему то пришло в голову именно это сравнение. Вот вид акварельной бумаги:

(без названия)
Бумага_текстура.jpg

Накануне бумага была нарезана нужного размера. Акварельная была какого - то неизвестного мне ранее размера А4+, а ватман сами понимаете. Так что заготовки были сделаны. Вечером произвел нанесение реактивов на поверхность листов. Хочется сказать по этому поводу немного отдельно. Я наношу раствор кистью. С акварельной бумагой это хорошо, а вот в случае с ватманом получается неровный слой, который потом может сказаться при печати. Думаю, что тут лучше паролоновой кистью или валиком наносить, тогда слой будет ровнее. Учитывая то, что по срокам годности реактивы давно должны были "выдохнуться", я на всякий случай решил нанести второй слой после подсыхания первого.
Итак, наступило долгожданное утро. "Почему утром?" спросите Вы. Тем более в выходной день, когда можно поспать до обеда. Ответ прост - солнце, мой главный помощник в этом деле на данный момент (пока не сделал УФ-лампу), заглядывает в гости на мой балкон именно по утрам. Негативы были приготовлены с вечера. Тем более, что новых негативов я не делал и для отработки методики было принято Наполеоновское решение воспользоваться б/у негативами. Рабочие листы я также достал из "темного и сухого" места, где они провели ночь. Выпил чашку кофе, дождавшись момента, когда мой главный помощник заглянет на мой балкон. И понеслось.
Ни для кого, думаю, не удивительно, что местом для работы была выбранна... Да, да, да. Именно ванная комната. В качестве устройства для печати я воспользовался обычными рамками для фотографий формата А4, который у меня валялись с давних времен. Один немаловажный момент - контакт негатива и рабочего листа должен быть максимальный, поэтому я решил размещать эту парочку между 2 стеклами в одной рамке. В перспективе хочу сделать рабочую рамку, более предназначенную для таких работ. А пока что выглядело это все вот так:





После этого рамки выставлялись на солнце в среднем на 9 минут.



Далее рамка заносилась обратно в ванную, доставался рабочий лист и под проточную воду, смывать непрореагировавшие соли



Крайний этап печати - сушка. Я приспособил для этой цели раскладную сушку для белья.



Этот вариант сегодня же был мною немного подправлен и почему это произошло я расскажу чуть позже. Теперь сушить отпечатки я стал вот так:



Ну и когда немного подсохнут, сбежит вся "лишняя" вода, досушивал на импровизированной полке:



Отпечатки в процессе сушки деформируются. Особенно сильно это выражено у листов из ватмана. Эти аж в спираль могут скрутиться. Поэтому, после окончательной сушки, я кладу листы под пресс на пару дней (короче, под стопку книг))). И получается с этой "болезнью" побороться. Потом можно делать что угодно - сканировать, вешать в рамку.

Часть II. Тонирование по-моему.
Я уже писал в предыдущем посте про попытку тонирования. В этот раз я решил продолжить опытно-лабораторную часть исследования. Вечером в термосе на 1,2 л я кинул 3 пакетика зверобоя и 3 чайные ложки зеленого чая, залил все кипятком, плотно закрыл и пошел спать. Утром я положил в ванную 2 кюветы. В первой (белой) я развел кальцинированную соду для отбелки. На 1 л - 1 чайная ложка соды. Во второй (красной) был налит заваренный с вечера раствор зверобоя и чая. Накануне читал кто как тонирует и разногласия меня немного смущали, поэтому я решил ставить опыты в этом отношении, исходя из собственных соображений. Первые разы я просто окунал пару раз отпечаток в отбелку (соду), а потом погружал во вторую кювету со зверобоем (время не засекал, ориентировался по качеству отпечатка). Получалось не очень, результат не предсказуем. Как я понял, очень многое зависит от температуры растворов. Осталось научится поддерживать температуру рабочего раствора отбелки и тонера в пределах 40-50 градусов. Я пошел следующим путем: опускал отпечаток в отбелку (поэтапно)





В зависимости от температуры отбелки скорость "обесцвечивания" шла быстрее при более горячем и наоборот. В самом начале отпечаток становился практически светлым, исчезал. Потом, сполоснув немного под проточной водой, я опускал отпечаток в раствор с тонером. И, о чудо, контуры вновь проступали в прежних местах, но уже не синие, как изначально, а с коричневым оттенком



Пара важных моментов, что я извлек из игр с тонировкой:
1. Отбелка должна быть отдельно, а тонир отдельно. Некоторые добавляют соду в тонир. Я тоже так сделал и процесс стал неуправляем. Пришлось тонировку следующих отпечатков перенести на более позднее время.
2. Акварельная бумага, которую я взял, как оказалось лучше всего подходит под тонировку методом "полная отбелка - долгая тонировка". Если просто окунать и в тонировку, то остаются много мест с потерей цвета. После полной отбелки и долгой тонировки светлых пятен я не заметил.
3. Чем горячее раствор, тем быстрее и активнее идет реакция. Советуют для начала использоват пару отпечатков сомнительного качества, потом переходить к качественной печати. Проблемный вопрос - поддерживать температуры на постоянном уровне 40-50 градусов.
4. Ватман меня порадовал. Дает очень четкую картинку при соблюдении некоторых условий. С ним можно работать и дальше.

Ну и наконец немного сканированных результатов. Представлены те отпечатки, что понравились мне сразу. Определенную часть я отправил на следующий эксперимент - отсроченную тонировку, о которой расскажу завтра, когда высохнут отпечатки. Там есть интересный результат.
Итак...

1. Кипарисы (ватман, без тонировки)



2. Лошадь (ватман, без тонировки)



3. Лошадь (аквар.бумага, тонировка)



4. Решетка Михайловского сада (аквар.бумага, без тонировки)



5. Решетка Михайловского сада (аквар.бумага, тонировка)



6. Псков. Кремль (аквар.бумага, тонировка)



Результат, конечно, еще пока далек от "хорошего", но шансы есть)))
Кому интересно станет, тому рад помочь чем смогу и спасибо за внимание. Ну а кто другого мнения, прошу не судить строго)

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
injazzme
Jun. 7th, 2015 04:28 pm (UTC)
Как интере-е-е-сно...
Я правильно понимаю. что вы сначала кладете негатив (он большого формата. да? Мне не совсем понятно. что за негатив. если честно). на него бумагу и на бумагу стёкла?
Извините. если вопрос покажется глупым..))
archgl
Jun. 7th, 2015 04:38 pm (UTC)
Рабочий лист, покрытый раствором химикатов и высохший в темной и прохладном месте. На него сверху кладется негатив. Это распечатанный на кальке или прозрачке (я ложил даже рентгенограмму) файл цифрового фото, которое в фотошопе превращается в негатив (команда invert). Кладу эту пару между двумя стеклами (нижнее может быть и не стеклом, а вот верхнее - обязательно, чтобы свету дать возможность сработать) и на солнце. Размер негатива может быть разным, зависит от творческого замысла автора. Я делал формата А4 впрошлый раз, а в этот раз делал небольшого размера - где-то 1/2 А4.
injazzme
Jun. 8th, 2015 06:31 pm (UTC)
Теперь понятно. спасибо.) Я не поняла изначально. что подразумевалось под негативом.)
(Deleted comment)
archgl
Jun. 7th, 2015 06:58 pm (UTC)
Спасибо. Интересный метод и при этом весьма простой.
yarman_yan
Jun. 7th, 2015 08:29 pm (UTC)
Интересная статья получилась. Буду следить за творческими экспериментами дальше. Решетка Михайловского сада хорошо вышла на мой взгляд.
archgl
Jun. 8th, 2015 03:39 am (UTC)
Спасибо. Да, мне тоже понравилась она и кипарисы. Хорошо по текстуре вышли.
elena_v_m
Jun. 7th, 2015 08:31 pm (UTC)
Хочется самой попробовать, но очень уж трудоёмко.
archgl
Jun. 8th, 2015 03:38 am (UTC)
Глаза боятся, руки делают)))
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner